Внимание ребенка - это один из важных этапов в развитии ребенка. У детей с самого рождения заложено разное внимание. Одни дети очень внимательны быстро запоминают и им не надо прикладывать дополнительных усилий, чтобы запомнить новую информацию, а другим детям наоборот необходимо дополнительно заниматься, прикладывать усилия.
Очень важно развивать внимание у каждого ребенка и на любом этапе его жизни. Развивать внимание можно разными способами: игры, упражнения, занятия.
Произвольное и непроизвольное внимание
Существует два вида внимания произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание у ребенка с рождения до возраста 4-5 лет. Ребенок увлекается всем, что увидит, например, расческа мамы, книга брата, пульт от телевизора, телефон папы. Ребенок очень любознателен поэтому тянется к любому новому предмету, ему интересно его разглядывать, потрогать руками, помять, порвать и т. д.
В этом возрасте дети увлекаются всем и им сложно сконцентрироваться на чем-то одном.Но в возрасте с 4-5 лет ребенок уже может сосредоточить свое внимание на одном предмете.Ребенок становится старше, у него появляется усидчивость, сила воли, он может концентрировать свое внимание на определенном предмете. Все дети разные, развиваются по-разному и если у вашего ребенка не получается сконцентрировать внимание, не ругайте его, не отбивайте у него желание к обучению к познанию нового. Всегда находите повод похвалить ребенка.
Непроизвольное внимание не может само перейти в произвольное только по тому, что ребенок вырос. Произвольное внимание надо воспитывать, создавать родителям. Чтобы организовать внимание ребенка придумывайте для ребенка новые виды деятельности, в которых он должен участвовать вместе с вами. Вниманием ребенка надо правильно руководить. Сначала это могут быть какие-то жесты сопровождаемые речью родителей, определенные интонации, затем просто речь.
Например, вы дома собираетесь обедать, а ребенок в это время увлечен интересной игрой. Позовите ребенка помочь вам накрыть на стол. Ему конечно очень хочется играть, а не расставлять тарелки на столе, но постепенно ребенок концентрирует свое внимание на расставлении тарелок, у него появляется интерес к новому занятию, не забывайте при этом хвалить его.
В процессе обучения и воспитания идет развитие внимания ребенка. Вы развиваете у ребенка интерес и дисциплинируете его к труду.
Основная роль в развитии внимания – это строгость и требовательность воспитателя, родителя. У строгих воспитателей дети тихо сидят на занятии и внимательно слушают.
Но не забывайте дети все разные и не всегда строгий воспитатель или родитель может добиться нужных результатов. Иногда происходит наоборот ребенок теряется или боится строгого воспитателя, родителя, ему сложно сосредоточиться. В таких условиях ребенок не сможет обучаться и воспринимать информацию правильно. Главное найти нужный подход к ребенку, чтобы он мог проявить себя.
Если вы занимаетесь с ребенком дома, создайте все условия, чтобы ребенок не отвлекался, например, на телефонный звонок, на телевизор, на домашних животных и т. д.
Создайте процесс обучения в спокойной обстановке, чтобы ребенок слушал только вас, выполнял задания. В такой обстановке у ребенка будет концентрироваться внимание.
Интересно проходят занятия, если у вас дома не один, а два или три ребенка. Занятия в группе проходят интересно, каждый ребенок старается опередить другого, появляется дух соревнования, дети многому обучаются друг от друга.
Если у вас один ребенок, занятие можно организовать всей семьей, такое занятие пройдет интереснее. Ребенок на таком семейном занятии не только будет лучше и быстрее обучаться, но и будет ближе к вам.
Упражнения для развитие внимания ребенка
Упражнение первое Мир вокруг нас
Вы ежедневно гуляете с ребенком на улице вокруг вас много интересных предметов: цветов, деревьев, птиц. Разговаривайте больше с ребенком, рассказывайте ему о цветах, о деревьях, рассмотрите вместе цветочек, из чего он состоит, какие цвета и т. д.
Возьмите какой-нибудь предмет, заинтересуйте ребенка этим предметом и расскажите о нем. Затем ребенок должен вам рассказать о каком-нибудь предмете, показать его. Дополните рассказ ребенка если он рассказал мало.
Упражнение второе Рисуй и рассказывай
Это упражнение связано с рисунком и рассказом. Вы рисуете рисунок любой, а ребенок сидит рядом и смотрит. Каждое движение, линии, ваши действия вы должны рассказывать вслух. Затем ребенок должен нарисовать рисунок самостоятельно и рассказать вслух, что он делает.
Упражнение третье Найти предмет
Вы выбираете дома предмет, который хорошо знает ребенок, рассказываете ребенку про этот предмет. Ребенок по вашему рассказу должен понять, о чем вы рассказывали и сказать, что это. Затем поменяйтесь ролями, ребенок вам рассказывает о предмете, а вы угадываете что это.
Упражнение четвертое Расскажи про меня
Вы с ребенком садитесь друг на против друга, внимательно рассматриваете друг друга, затем отворачиваетесь. Пусть ребенок составит рассказ о вас, что он запомнил, затем повернитесь к ребенку пусть он еще раз посмотрит на вас и дополнит свой рассказ. Снова отвернитесь друг от друга и расскажите про ребенка. Вместе можете сделать выводы о своих рассказах и дополнить их.
Упражнение пятое Запомни и расскажи
Это упражнение помогает развивать внимание и наблюдательность. Поставьте перед ребенком несколько предметов, которые он хорошо знает, например, мяч, кубик, машинка, кукла, скакалка.Если ребенок постарше можно использовать более сложные предметы.
Пусть ребенок внимательно посмотрит на эти предметы, затем уберите или накройте их темным материалом. Ребенок должен рассказать, какие предметы были их цвет, размер и т. д.
Это упражнение можно выполнять по очереди, рассказ должен быть подробным.
Занимайтесь всей семьей, играйте в игры, выполняйте упражнения, развивайте внимание ребенка ежедневно.